Внеклассное мероприятие в рамках месячника русского языка и литературы
22 декабря в рамках месячника русского языка и литературы Муртазова Рима Джалиловна провела внеклассное мероприятие среди 8 классов " Тайны русского языка"

Направление : познавательное.
Форма поведения: Интеллектуальная игра брейн - ринг среди 8 классов
Цели: Развивать интеллектуальные способности учащихся; прививать интерес к русскому языку; игровое повторение; обобщение знаний и навыков ,приобретённых во время изучения русского языка и литературы; развивать речь, творческие способности учащихся, познавательный интерес, познать новое в языкознании.
Вступительное слово учителя:
Сегодня мы собрались здесь, чтобы отправиться в увлекательное путешествие по стране Русский язык. Многие из вас воспринимают русский язык только как школьный предмет. Наверное, некоторым он кажется немного скучным, трудным, требующим много времени и внимания. Но это не совсем так. Если посмотреть на него с другой стороны, то окажется, что Русский язык – удивительная страна, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного.
Ведущий : А.Н. Толстой писал: «Русский народ создал русский язык яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью... Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык».
Ведущий : Мы все помним прекрасные строчки стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Русский язык», которое изучается в 7 классе.
Чтец : «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Ведущий : Русский язык дан нашему народу, и мы имеем возможность познавать его богатства, красоту, величие не только на уроках русского языка, но и читая классическую литературу. Бессмертные произведения Пушкина, Лермонтова, Толстого, Чехова, Достоевского, Тютчева, Фета, Блока, Есенина дали миру неповторимые примеры образности и выразительности языка.
Ведущий .-Сегодня я предлагаю игру-соревнование «Тайны русского языка», где будут предложены вашему вниманию всевозможные задания со словами и буквами. В игре примут участие 2 команды.
1 раунд: «Блиц-опрос» (Команда отвечает быстро и правильно на вопросы)
поможет вам показать ваши знания, кругозор, начитанность.
1. Как называется сооружение для переправы через реку? (мост).
2. Сколько падежей в русском языке? (6)
3. Напиток белого цвета, полезный и детям и взрослым? (молоко)
4. На какой вопрос отвечает слово в родительном падеже? (кого?, чего?)
5. Не буду, не хочу, не знаю. Эти слова пишутся слитно или раздельно? (раздельно)
6. Как звали мальчика, которого воспитали волки в джунглях? (Маугли )
7.Кто из героев народных сказок похож на мяч? ( колобок)
8. Отец твоего отца(дедушка).
9. Подземная железная дорога.(метро)
10. Домашний Дед Мороз.(холодильник)
11. Знаменитый русский писатель.(А. С. Пушкин)
12. Участок земли для овощей.(огород)
13. Говорящая птица.(попугай)
14. Чем заканчиваются день и ночь?(Ь)
15.Дедушка, бабушка, мама, папа и я - они вместе кто?(Семья)
16. Дом автомобиля.(гараж)
17. Детёныш коровы.(телёнок)
18. Что у зайца позади, а у цапли спереди.(Ц)
19. Что находится между городом и селом? (И)
20. Комната для занятий в школе.(класс)
21.Как написать слово "мышеловка" пятью буквами?(кошка)
22. У человека - одно, у вороны - два, у медведя - ни одного. Что это?(буква "о"
23. Какое колесо автомобиля не вращается во время движения? (Запасное)
24. Что принадлежит вам, однако другие им пользуются чаще, чем вы? (Имя)
2 раунд «ДОСКАЖИ ПОСЛОВИЦУ»
1. Что посеешь, … (то и пожнешь).
2. Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда).
3. Кончил дело – … (гуляй смело).
4. Волков бояться – … (в лес не ходить).
5. С кем поведешься – … (от того и наберешься).
6. Один- за всех …(все- за одного)
7. За двумя зайцами погонишься – … (ни одного не поймаешь).
8. В гостях хорошо, …(а дома лучше)
9. Любишь кататься – …(люби и саночки возить).
10. Учение – свет, … (а неученье – тьма).
11. Семь раз отмерь… (один раз отрежь).
12. Не имей сто рублей,… (а имей сто друзей).
3 раунд «Фразеологизмы»
Ведущий 1: Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? Учитесь употреблять в своей речи меткие, краткие и образные выражения. Посмотрим, насколько хорошо вы знаете фразеологизмы.
1Дружнее этих двух ребят на свете не найдешь. О них обычно говорят … (водой не разольешь).
2 Товарищ твой просит украдкой ответы списать из тетрадки, не надо! Ведь этим ты другу окажешь ... (медвежью услугу).
1 Фальшивят, путают слова, поют ... (кто в лес, кто по дрова).
2 Ребята слушать их не станут: от этой песни ... (уши вянут).
1 И так устали мы в дороге,
Что еле … (волочили ноги)
2.Валится из рук (не получается);
1.Голыми руками взять (легко, без усилий);21.Клевать носом (засыпать);
2.Идти в ногу (согласованно);
1.Вставлять палки в колёса (мешать);
2.В двух словах (сжато);
1.Бросать слова на ветер (обещать напрасно).
2.Филькина грамота( поддельный документ)
4 раунд: Конкурс « Эрудит»: Угадай слово по его лексическому значению.
Сосуд, особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания и нагревания. ( Термос)
Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. (Акваланг)
Тот, кто любит свою Родину, предан Отечеству. (Патриот)
Круглая площадка в цирке, на которой дается представление. (арена)
Группа специалистов, решающих вопрос о присуждении премии или награды на конкурсах, выставках, соревнованиях. (Жюри)
Разговор двух лиц. (Диалог)
Памятный подарок. (Сувенир).
Устное народное творчество народа (Фольклор)
Струя жидкости, с силой бьющая вверх. ( Фонтан)
5 раунд : Вопрос - ответ " Напряги извилины".
1. Какой знак препинания впервые был введён Н. М. Карамзинным? Что означает сейчас этот знак препинания?
(Тире. Слово "тире" заимствовано из французского языка, tirer - "тянуть", что вполне соответствует форме знака.)
2. Как во времена М. В. Ломоносова называли восклицательный знак, чёрточку, скобки?
(Во времена Ломоносова восклицательный знак называли удивительным, чёрточку - единительным, а скобки - вместительным.)
3. Какие знаки препинания ставятся в начале предложения? (Многоточие, тире, кавычки.)
4. Какая буква русского алфавита всегда стоит под ударением?
(Буква ё.)
5. Составьте предложение, каждое слово которого должно начинаться на букву к (или п, о, н). Например, буква к. Катя купила книги Катаева, Каверина, Куприна. Буква п. Прасковья Петровна пригласила Порфирия Павловича поужинать пирогами.
6. Расставьте знаки препинания, объясните их.
Отколе умная бредешь ты, голова.
(И. А. Крылов.)
(Отколе, умная, бредёшь ты, голова? Разорванное обращение - умная голова.)
7. На переносной доске запишите под диктовку предложение, расставьте знаки препинания.
На углу, на террасе, сидит Аввакум Кириллович и потчует ветчиной, винегретом коллежского асессора Фадея Аполлоновича.
8. Слово красный в древнерусском языке имело значение "красивый, нарядный, парадный, ласковый, добрый". Какое из этих значений оно имеет в следующих предложениях?
а) Пустил стрелу средний брат - полетела стрела к богатому купцу во двор и упала у красного крыльца.
б) Стали жёны кликать мамушек, нянюшек и красных девушек, чтобы пособили им ткать ковры.
в) Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто вёрст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл.
9. Что означают выражения? Когда мы их употребляем?
а) шиворот-навыворот;
б) спустя рукава;
в) точить лясы.
(Шиворот-навыворот означает "совсем наоборот, наизнанку". Раньше это выражение связывалось с позорным наказанием. Преступника или пойманного вора одевали в вывороченную одежду. Шиворот на выворот означало "одежда, вывороченная наизнанку в наказание".
Спустя рукава означает "трудиться неохотно, небрежно". Раньше старинная русская одежда была с длинными, спускавшимися до земли рукавами. Поэтому во время работы приходилось подбирать их, засучивать. Отсюда и пошло выражение "работать спустя рукава, т. е. неохотно, небрежно".
Точить лясы - "весело и почти без пользы проводить время, вести шумную беседу". Раньше из осиновых плах резчики дерева (балясники) выделывали различные фигурные балясины или деревянные украшения для перил, балконных поручней, оконных рам. Работа эта нетрудная. Обтачивая дерево, балясники вели разговор или пели. Постепенно промысел балясников исчез, но память о них осталась в живой речи.)
10. Подберите пословицы и поговорки, связанные с временами года или отдельными месяцами, или закончите пословицы и поговорки.
Весна красна цветами, ... (а осень снопами).
Весною час упустишь - ... (годом не наверстаешь).
Осень прикажет, а ... (весна своё скажет).
Декабрь год кончает, а ... (зиму начинает).
В зимний холод ... (всякий молод).
Ни в марте воды, ... (ни в апреле травы).
Лето припасает, а ... (зима поедает).
Где в апреле река, ... (там в июле лужица).
11. Объясните написанные на доске словосочетания.
Грамотный инженер, грамотное сочинение, грамотный чертёж, грамотный ученик.
(Грамотный инженер — "обладающий знаниями в определённой области". Грамотное сочинение - "не содержащее ошибок". Грамотный чертёж - "выполненный со знанием дела". Грамотный ученик - "умеющий правильно, без ошибок, писать и говорить".)
12. Перечислите по порядку с помощью наречий пять дней недели, не называя ни числа, ни названия дня?
(Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)
13. Превратите слово мел в мелкое место, угол - в топливо, шест - в число?
(Сделать мягким конечный согласный: мель, уголь, шесть.)
14. Являются ли однокоренными слова гимнаст, гимн, гимназист, гимнастёрка? Используйте толкования этих слов в "Словаре русского языка" С. И. Ожегова.
(Гимн - торжественная песня - символ, гимназист - учащийся гимназии, гимнаст - спортсмен, занимающийся гимнастикой, гимнастёрка - верхняя рубашка, военная форменная одежда. Данные слова не являются однокоренными.)
15. Определите, где предлоги, а где наречия?
а) Вокруг стояла тишина;
б) Туристы расположились вокруг костра;
в) Не мешай слушать, после расскажешь;
г) После небольшого отдыха все запели.
(Предложения под буквами а, в - с наречиями. Предложения под буквами б, г - с предлогами.)
16. Укажите существительное женское рода.
Профессор, шампунь, вермишель, шимпанзе, тополь.
(Вермишель.)
17. Как называются люди, живущие в Пскове, Уфе, Томске, Курске, Туле?
(Псковичи, уфимцы, томичи, куряне, туляки.)
6. Рефлексия.
7. Подведение итогов. Награждение команды - победителя и призёра.
Муртазова Рима Джалиловна - учитель русского языка и литературы.
МБОУ СОШ № 4 им.героя России И.Л. Магомедова,
г. Дагестанские Огни 2023-2024 учебный год